ПАМЯТЬ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА

Еженедельная приходская стенгазета 

Комиссии по миссионерству и катехизации 

при Епархиальном совете г. Москвы

Выпуск №16, 20.05.2017

ПАМЯТЬ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА

ИОАННА БОГОСЛОВА

(21 мая)

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – один из ближайших учеников Господа Иисуса Христа, автор ряда канонических текстов Нового Завета, в т.ч. Евангелия от Иоанна, трех Посланий, Откровения Иоанна Богослова. Был сыном Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника от первого брака. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом и получили от Него имя Воанергес, т. е. Сыновья грома.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26, 27). С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима. 

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым четырнадцать дней в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем. В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. 

На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн - Сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трехдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1:8), - возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангели. В церковном предании Евангелие от Иоанна обычно характеризуется как «духовное» и считается важным дополнением к синоптическим Евангелиям. Святоотеческая оценка Евангелия от Иоанна наиболее емко сформулирована у Евфимия Зигабена: «Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность. Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего на богословское учение о Спасителе, как наиболее необходимое ввиду появления ересей. Другие евангелисты пропустили это вследствие несовершенства слушателей, так как еще не утвердилась проповедь, а Иоанн приводит и это учение, так как вера уже возрастала и верующие становились понятливее, присоединив и другие главы, опущенные предыдущими евангелистами».

Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трех Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна 8-го мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелились им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова еще и 8 мая (21 мая по нов. ст.)

Тропарь св. Иоанна Богослова

глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне, ускори избавити люди безответны, приемлет тя припадающа Иже падша на перси приемый. Егоже моли, Богослове, и належащий облак языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак св. Иоанна Богослова

глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть? Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов.

ПРОРОК ИСАЙЯ

(22 мая)

Святой Исайя – великий ветхозаветный пророк, жил в Иерусалиме за 700 лет до Рождества Христова. Происходил из царского рода, умел писать, что предполагает получение соответствующего образования, обладал хорошими знаниями об окружающих народах и их землях. Пророк имел собственный дом, был женат и имел детей. Жену свою он называет пророчицей. Дети его – сыновья – своими именами символически предуказывали на суд Божий, которому должны были подвергнуться Иудейское и Израильское царство, тогда как имя самого пророка (древнееврейское «Yesha'yahu», «Иегова – спасение» или «Спасение Иеговы») служило символом спасения, ожидающего избранников Божиих.

Исаия жил очень долго и деятельность его как пророка была продолжительна. На свое пророческое служение Исайя был призван Самим Господом в особом видении «в год смерти царя Озии» (около 740 г. до Р.Х.), и продолжалась это служение порядка 60 лет при царях Озии и Иоафаме (в целом, цари достойные), Ахазе (царь, погрязший в грехах) и Езекии (очень хороший царь и близкий друг самого пророка). Предание сообщает, что смерть Исаии наступила во время правления нечестивого царя Манассии не ранее 680 г. до Р. Х.

Исаия оставил после себя названную его именем книгу пророчеств, в которых он обличает иудеев за их неверность Богу отцов, предсказывает плен иудеев и возвращение их из плена царем Киром, опустошение и восстановление Иерусалима и храма. Вместе с тем он предсказывает историческую судьбу и других соседних иудеям народов. В глазах христиан особую ценность представляют множественные пророчества Исаии о грядущем Мессии-Спасителе. Его пророчества о Христе поражают своей точностью, ясностью и полнотой. За это Исайю называют ветхозаветным евангелистом и апостолом (блж. Иероним, свт. Кирилл Александрийский, блж. Августин).

Ему было открыто Богом, что обещанный Спаситель родится чудесным образом от Девы, целомудренной и непорочной: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Исаия предсказывает, что рожденный от Девы Младенец получит божественные именования: «Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века» и «умножению владычества Его и мира» не будет «предела на престоле Давида и в царстве его…».

Исаия в ряде мест показывает, что Царство Мессии восстановит гармонию не только между человеком и Богом, но и между человеком и природой. Наступит всеобщее примирение, «волк будет жить вместе с ягненком». Истинная вера, выйдя из Иерусалима, привлечет к себе «все народы», которые оставят вражду и «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».

В пророчествах Исаии с наибольшей по сравнению с другими ветхозаветными пророками полнотой дано откровение о Личности Избавителя. Мессия есть истинный Бог и действительный человек. По Божественной сущности Он Сын Божий, рожденный от Бога Отца; по человеческой природе Он сын Человеческий, рожденный от Девы. По человечеству Мессия происходит от корня Иессеева, из потомства Давида. На Нем почивает «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия».

Исаия предсказал, что Господь пострадает за нас, и эти страдания принесут людям спасение: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились».

Пророк также предвидел, что через веру во Христа Спасителя люди получат возможность спасения от вечной гибели, от вечной разлуки с Богом, в какую они были ввергнуты грехопадением Адама: «…Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».

Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения. Так, когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. «посланный от Бога». На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение. По молитве пророка Исаии Господь продлил царю Езекии жизнь на 15 лет.

Пророк Исаия скончался мученической смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он был перепилен деревянной пилой. Пророк погребен был недалеко от Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахернах. В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре.

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ,

УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ

(24 мая)

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим. Мефодий после окончания образования поступил на военную службу и был правителем одной славянской области. Вскоре, однако, он решил оставить светский образ жизни и принял монашество в обители на горе Олимп. Константин с детства выделялся неординарными способностями. Он воспитывался при дворе, обучался вместе с малолетним императором Михаилом III. Среди его учителей были Лев Математик и Фотий, будущий патриарх Константинопольский. Склонный к монашеской жизни, Константин отказался от придворной карьеры. Однако уединиться в монастыре ему не удалось. Он работал библиотекарем патриаршей библиотеки, преподавал философию (поэтому в житиях он именуется «Кирилл Философ»), участвовал в полемике с иконоборцами. В 855–856 Константин участвовал в миссионерской поездке к арабам («сарацинская миссия»), где вел полемику с мусульманами, демонстрируя хорошее знание Корана. 

В 858 г. хазары, кавказское племя, кочевавшее на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. По поручению патриарха Фотия Константин со своим братом Мефодием прибыли в Херсон. Здесь они жили около двух лет, изучая хазарский язык и обрели мощи священномученика Климента, епископа Римского, сосланного сюда в конце первого века.

Первым из славянских народов, обратившихся к христианству, были болгары. В Константинополе находилась в виде заложницы сестра болгарского князя Богориса (Бориса). Она приняла крещение с именем Феодоры и была воспитана в духе святой веры. Около 860-го года она возвратилась в Болгарию и стала склонять своего брата к принятию христианства. Борис крестился, приняв имя Михаил. Константин и Мефодий были в этой стране и своей проповедью много способствовали утверждению в ней христианства. Из Болгарии христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.

После того, как были просвещены Болгария и Сербия, в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с такой просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император и патриарх обрадовались и, призвав святых солунских братьев, предложили им идти к моравам. Для большего успеха проповеди, Константин почитал необходимым перевести на славянский язык священные и богослужебные книги, ибо «проповедовать только устно – все равно, что писать на песке». Но прежде перевода нужно было еще изобрести славянские буквы и составить славянский алфавит. К этим великим трудам святой, по примеру апостолов, готовился молитвой и сорокадневным постом. Как только азбука (по всей видимости, это была глаголица) была готова, святой Константин перевел на славянский язык избранные места из Евангелия и Апостола. 

В 863-ом году святые братья отправились в Моравию со своими учениками Гораздом, Климентом, Саввой, Наумом и другими. Совершение богослужения и чтение Евангелия на славянском языке скоро привлекли к ним сердца моравов и дали им перевес над немецкими проповедниками. Этим успехам завидовали немецкие и латинские проповедники и всячески противодействовали святым братьям. Они распространяли в народе мнение, что слово Божие можно читать только на трех языках, на которых была сделана надпись на кресте Господнем, а именно: на еврейском, греческом и латинском, называли Константина и Мефодия еретиками за то, что святые братья проповедовали на славянском языке и, наконец, принесли на них жалобу папе Николаю.

Папа пожелал видеть славянских благовестников. Уважая папу, как одного из патриархов, и надеясь найти у него помощь для своего святого дела, святые братья отправились в Рим. Они несли с собой часть мощей равноапостольного Климента, папы Римского, и переведенные ими священные книги. Папа Николай I, не дождавшись их скончался. Преемник его папа Адриан, желавший умиротворения Церкви, принял святых проповедников с великим почетом. Он вышел к ним навстречу за город, сопровождаемый духовенством и множеством народа, принял от них святые мощи и с благоговением положил их в церковь святого Климента. Славянские переводы святых братьев получили благословение, в нескольких соборах Рима была отслужена славянская литургия.. Вскоре по прибытии в Рим, Константин опасно занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и мирно скончался (14 февраля 869 г.), приняв незадолго до смерти схиму с именем Кирилл. 

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он трудился здесь 15 лет. Теперь, получив право рукополагать своих учеников в священники, он начал активную деятельность: обучал славянскому языку и письму, организовывал переписывание славянских книг, готовил священников, способных служить по этим книгам. Из Моравии христианство еще при жизни святого Мефодия проникло в Богемию. Богемский князь Боривой принял от него святое крещение. Его примеру последовала его супруга Людмила (ставшая потом мученицей) и многие другие.

Однако вскоре эта деятельность была прервана. До посвящения Мефодия и создания славянской епископии моравские земли в церковном отношении подчинялась епископу Зальцбургскому, который препятствовал распространению славянского богослужения и письменности. В 870, после того, как покровитель Мефодия князь Ростислав был свергнут, Мефодия обвинили в ереси и заключили в тюрьму, где он провел около трех лет. Лишь после вмешательства Папы Римского он был восстановлен в своих правах. Однако противостояние нового моравского князя и немецкого духовенства заставили Мефодия снова поехать в Рим, чтобы защитить свое дело. Славянские переводы богослужебных текстов были одобрены римской курией, о чем папа Иоанн VIII сообщил в специальном послании. Упрочив свое положение в Моравии, Мефодий осуществил ряд новых переводов, завершил перевод Библии, Номоканона (правила святых отцов) и Патерика (сборник изречений святых отцов подвижников и рассказов о них). 

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников - Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках - славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда.

День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла 24 мая является также днем тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла; и государственным праздником – Днем славянской письменности и культуры.

ЕВАНГЕЛИЕ

  • В те дни Иисус, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

  • Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 

  • Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру.

  • Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

  • Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

  • Повели сего бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

  • Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

  • Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

  • Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

  • Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

  • Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет. Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

  • Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

  • Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

  • Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

  • Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

  • Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

  • Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

  • Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

  • Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

  • Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

  • Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

  • Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

  • Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

  • Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему. 

  • (чтение на воскресной Литургии – Евангелие от Иоанна 9:1–38)

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

  • В те дни, когда Апостолы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

  • Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

  • Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

  • Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

  • И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

  • Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

  • Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

  • Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

  • Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

  • Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

  • Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

  • Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

  • Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

  • И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

  • И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

  • И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

  • (Деян. 16:16–34) 

  • Митрополит Иларион (Алфеев). Проповедь в Неделю о слепом

  • В этот воскресный день, когда мы продолжаем праздновать Святую Пасху и радоваться о Воскресении Христовом, мы слышали рассказ из книги Деяний апостольских о том, как чудесным образом апостолы Павел и Сила были освобождены из темницы, и евангельский рассказ о том, как Господь Иисус Христос исцелил слепорожденного.

  • Эти два рассказа, казалось бы, не связаны между собой напрямую, но в то же время между ними есть глубокая внутренняя связь, как часто это бывает между разными частями Священного Писания. И то и другое повествования говорят нам о силе веры.

  • Когда апостолы Павел и Сила вследствие чудесного землетрясения были освобождены из темницы, цепи их ослабли, и двери темницы отворились, то темничный страж, думая, что все узники бежали, и что ему за это грозит неминуемое наказание, взял меч, чтобы умертвить себя, но Павел остановил его и сказал: «Мы все здесь. Мы никуда не ушли». Тогда пораженный этим чудом, темничный страж говорит: «Что же мне делать, чтобы спастись?». И апостол отвечает: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой». В одно мгновение темничный страж превращается в человека верующего во Христа. У него как бы отверзаются очи и начинается новая жизнь. Он принимает крещение от апостола и спасается не только сам, но и весь свой дом, то есть всю свою семью.

  • В рассказе об исцелении слепорожденного мы тоже слышим слова о вере. Причем почти те же самые слова, которые произнес апостол Павел, обращаясь к темничному стражу. Когда слепой получил зрение, когда вся его жизнь изменилась столь чудесным образом, он встретил потом Христа, и Тот ему сказал: «Веруй в Сына Божия». «А кто Он, чтобы мне веровать в Него?», — вопрошает прозревший, и Господь отвечает: «Это Тот, которого ты увидел. Это Тот, который говорит с тобой». И тогда слепой уверовал, тогда открылись уже не только его телесные очи, но и духовные.

  • Удивительным образом Господь напоминает нам сегодня о том, как изменяет жизнь людей вера во Христа. Первое, что увидел человек, бывший слепым от рождения, после того, как открылись у него глаза, – это Сам Господь Иисус Христос. Он не знал, кто этот Человек. Он только знал, что Он не просто исцелил его, а даровал ему вторую жизнь – ведь этот человек никогда не видел – он был слепым от рождения. Он не знал, что такое солнечный свет. Он не знал, чем отличается красный цвет от зеленого или голубой от синего. Он был лишен тех многих радостей, которые мы воспринимаем, как обычные явления жизни, потому что Господь даровал нам зрение от рождения. Господь даровал слепорожденному зрение – причем не только телесное, но и духовное, возвестив ему о вере в Сына Божия, который пришел, чтобы спасти весь мир.

  • И темничному стражу Господь по молитве святого апостола Павла дает эту же самую веру и это же самое зрение. Конечно, страж не был слепым от рождения. Он видел все то же, что видели другие люди, но душа его жаждала спасения. И это спасение он обрел в Иисусе Христе о котором, наверное, никогда до того не знал и не слышал, но о котором поведал ему святой апостол Павел. И по слову апостола, «уверовал он и весь дом его».

  • Почему вера передается людям иной раз в одно мгновение с такой силой, что человеческая душа воспринимает слово Божие с полной готовностью, с полным желанием последовать за Христом? Потому что Господь создал людей, чтобы они веровали в Него. Господь создал людей, чтобы они были не слепыми, а зрячими, духовно зрячими, чтобы за всей красотой видимого мира они прозревали величие и присутствие Божие, чтобы они не просто веровали в то, что где-то далеко на небесах за облаками присутствует некий далекий и таинственный Бог, но чтобы они Бога видели своими глазами, как Его увидел слепорожденный. Чтобы они ощущали присутствие в своей собственной жизни Бога, как это случилось с темничным стражем, чтобы их жизнь менялась благодаря воздействию благодати Божией.

  • Все эти Божии дары и блага обильно даны нам в Церкви Христовой. Приходя сюда, мы освобождаемся от духовной слепоты и приобретаем то духовное зрение, которое позволяет нам видеть и ощущать присутствие Божие в нашей жизни. И спасаемся через веру не только мы, но и наши близкие. Причем это не только наши сродники по плоти и крови, но и все те люди, которых посылает нам Господь на нашем жизненном пути.

  • Иной раз не требуется никакой особой проповеди, не требуется никаких особых чудес, чтобы человек, вдохновившись словом Божиим и встретив в своей жизни Христа, уверовал в Него раз и навсегда, и чтобы эта тайна спасения от одного уверовавшего потом распространялась на его домочадцев, близких, родственников, друзей и на многих окружающих. Именно так начиналось бытие Церкви Христовой, когда апостолы приходили в город, где не было не только ни одного верующего во Христа, а даже ни одного человека, который слышал о том, что был такой Пророк, Учитель, посланный от Бога, которому имя Иисус Христос. Апостолы приходили в эти города и начинали рассказывать о том, что они видели и слышали, что осязали их руки и о том, чему они были живыми свидетелями. И, по слову апостолов, люди начинали веровать во Христа…

  • Сила Церкви в том, что не человеческими руками люди приводятся к Богу и не человеческими устами произносится слово Божие. Через людей действует Сам Господь Иисус Христос, который создал Церковь, чтобы спасать людей, который вверил Церковь в человеческие руки, в руки апостолов и их последователей, но при этом Он Сам через Своих служителей благодатным и неизреченным образом действует на людей в наши дни так же, как Он действовал во времена Своей земной, так же, как Он действовал в апостольский век, когда руками апостолов совершались чудеса. Эти чудеса происходят в Церкви и сегодня. И сегодня слепорожденные становятся зрячими. И сегодня неверующие становятся верующими. И эти чудеса будут продолжаться до скончания века, потому что такой создал Церковь Сам Господь Иисус Христос. И обетовал Своим апостолам и всем нам, что врата адова не одолеют ее. Аминь.

1

 

ПОДЕЛИТЬСЯ