ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА

Еженедельная приходская стенгазета 

Комиссии по миссионерству и катехизации 

при Епархиальном совете г. Москвы

Выпуск №19, 03.06.2017

ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА

(4 июня)

Пятидесятница – один из главных церковных праздников, посвященный воспоминанию и прославлению сошествия на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что указанное событие совершилось на пятидесятый день после спасительного Воскресения Христова. 

Пятидесятница имеет прообраз в ветхозаветной церкви – через семь недель после Пасхи иудеи вспоминали событие дарования Синайского закона народу Израиля. В этот торжественный и радостный праздник они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. 

Событие сошествия на апостолов Святого Духа подробно изложено во второй главе книги Деяний апостольских. Во время Своей земной жизни Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа истины, Который обличит мир в грехе, наставит апостолов на благодатный путь истины и правды и прославит Христа (см.: Ин. 16: 7–14). Перед Вознесением Иисус повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). После этих слов ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского Матфий, но и другие последователи вероучения. Есть даже упоминание о том, что на одном из собраний присутствовало около 120 человек (см.: Деян. 1:16). Согласно Церковному Преданию, среди них были и служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Иисуса.

Совместно молились апостолы и в десятый день по Вознесении Господа. В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из апостолов. Они исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками (см.: Деян. 2:4). Это знание для апостолов было даром Духа Святого, необходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире. 

Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. «Ибо, – рассуждает св. Григорий Богослов, – как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо». Но «да не подумает кто-либо, – поучает св. Лев Великий, – что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа».

Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице, где находились апостолы, множество иудеев. Они были поражены неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяне по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. Представители самых разных народов (а в эти праздничные дни в Иерусалиме было множество паломников из разных стран) без труда понимали речь апостолов. Те же, кто не знал других языков, кроме арамейского, насмехались над учениками Иисуса и пытались уличить их в опьянении. Тогда святой апостол Петр произнес первую дерзновенную и пламенную проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство. 

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые отбросили все опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на открытую и бескомпромиссную проповедь распятого и воскресшего Спасителя мира. И богатые плоды не замедлили себя ждать: около трех тысяч человек в первый же день промыслительно приняли крещение во имя Иисуса Христа (см.: Деян. 2:41). С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух. 

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви – один из самых торжественных дней года. Накануне совершается всенощное бдение, на котором исполняются любимые православными христианами песнопения – стихира «Царю небесный», прочно вошедшая в состав каждого богослужения или молитвенного правила, стихира «Видехом свет истинный», включенная в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы. Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы – совершение после праздничной литургии великой вечерни, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. 

В современной церковной практике праздник Пятидесятницы называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась освящающая деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению.  Второй тип иконы – это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие – гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

Тропарь праздника Святой Троицы

глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

Кондак праздника

глас 8

Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание праздника

Величаем Тя, Живодавче Христе и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим

 

ЕВАНГЕЛИЕ

  • В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

  • Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

  • Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

  • Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

  • Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

  • Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

  • Итак произошла о Нем распря в народе.

  • Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

  • Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

  • Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

  • Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

  • Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

  • Но этот народ невежда в законе, проклят он.

  • Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

  • На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. 

  • (чтение на литургии – Евангелие от Иоанна 7:37–52)

  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ

  • При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

  • И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

  • И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

  • И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

  • В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

  • Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

  • И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

  • Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

  • Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты (обращенные из язычников), критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 

  • (Деян. 2:1–11) 

Митрополит Иларион (Алфеев). Проповедь в день Пятидесятницы 

«Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троическим единством, священнотайне». Эти слова говорят нам о том, что Святой Дух оживляет всю вселенную, все мироздание, присутствует в каждой человеческой душе, в ангелах, животных, в каждом цветке, в каждой травинке. Не случайно в праздник Пятидесятницы мы украшаем храм зелеными ветками и цветами. Ведь именно Святой Дух дает жизнь природе, именно благодаря Ему был сотворен весь мир, именно Святым Духом все «живет и движется». Благодаря Святому Духу каждый год кончается зима и начинается весна, когда природа воскресает к новой жизни.

Святой Дух все Собою наполняет и все оживотворяет. Он наполняет и сердца человеческие. Для Святого Духа нет никаких препятствий: Он «дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Мы не знаем, откуда Он приходит и куда уходит, когда и почему Он приходит и уходит. Но мы знаем, что Святой Дух с нами и что Он оживотворяет всю нашу жизнь, преображает ее, изменяет, делает иной.

Многие поколения людей прошли через этот опыт преображения жизни присутствием Святого Духа. Вспомним апостолов, на которых Святой Дух сошел в день Пятидесятницы. Это были простые галилейские рыбаки, люди некнижные. Несколько лет Господь открывал им тайны Царства Небесного, но даже после Его воскресения они еще не понимали смысл того, чему Он учил их: они продолжали надеяться, что Он — тот Мессия, которого ждал народ иудейский, тот Царь Израилев, который восстановит утраченное былое могущество еврейского народа. Они слышали притчи Господни о Царствии Небесном и Нагорную проповедь, были свидетелями многих чудес, совершенных Господом, присутствовали при Его последних днях, видели Его страдания и смерть, удостоверились в Его воскресении. Но даже после воскресения Христова они все еще продолжали спрашивать Его: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6) Мысли их все еще ограничивались рамками маленького государства, судьбою которого они были искренне озабочены. И только после того, как Святой Дух сошел на них, когда они заговорили на иных языках, когда почувствовали в себе новые силы и новые возможности, они начали приходить к пониманию своего поистине вселенского призвания: проповедовать Евангелие «всем народам».

Господь Иисус Христос проповедовал всего лишь три с небольшим года в маленькой стране, видели Его немногие люди, и из тех, кто видел Его, уверовали лишь немногие. Господь ничего не написал Своей рукой, и все, чему Он учил, предстояло принести в мир именно апостолам — этим некнижным и малообразованным рыбакам. И для того, чтобы сделать их способными благовествовать во многих городах и селах, дойти до края вселенной, привести многие народы ко Христу, нужна была сила Божия, преображающая, укрепляющая и обоживающая сила благодати Духа Святого, Который, как мы слышали сегодня, есть «Свет и Жизнь и живый Источник умный, Дух премудрости, Дух разума, благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения, Бог и боготворяй, огнь от огня происходяй, глаголяй, деяй, разделяяй дарования, Имже пророцы вси и божественнии апостоли с мученики венчашася… »

Вспомним, каким был апостол Петр при жизни Спасителя: преданным Христу, верным, любящим, но вместе с тем порывистым, самонадеянным и слабым. Во время бури на море, увидев Иисуса, он воскликнул: «Господи! Повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф. 14:28); и пошел, но, усомнившись, стал тонуть. На Тайной Вечери он с уверенностью говорил Господу: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мк. 14:29); а вскоре отрекся от Господа. Таким был Петр. Но каким он стал после Пятидесятницы? Смелым, духовно сильным, способным говорить со властью и силой, обойти многие города и веси, отдать жизнь за Христа и Евангелие.

Вспомним, кем был Павел при жизни Христа и после Его воскресения — гонителем Церкви Христовой, врагом христиан, дышавшим «угрозами и убийством» против них. И кем он стал после того, как явился ему Христос и в таинстве крещения сошел на него Святой Дух? Павел стал апостолом язычников, он совершил много путешествий, основал христианские общины; он стал автором замечательных посланий, которыми до наших дней духовно питаются миллионы христиан во всем мире. Кто научил его всему этому? Кто дал ему силы и мудрость, мужество и терпение? Не Гамалиил, у ног которого он учился в юности, не книги, которые он прочитал, не другие апостолы, с которыми он встречался, но Сам Бог — через Духа Святого.

Так Господь через Духа Святого преображает жизнь человека, так наполняет Он ее новым смыслом, так в человеческой немощи дает возможность явиться силе Божией. «Сила Моя совершается в немощи», — сказал Христос апостолу Павлу. «Мы немощны, но по благодати Святого Духа мы сильны», — говорил апостол Павел (2 Кор. 12:9). По евангельским меркам мы немощны, мы не соответствуем тому нравственному и духовному идеалу, который начертан для нас Господом в Евангелии. По-человечески мы не способны воплотить в жизнь заповеди Божии, но с помощью Святого Духа это для нас становится возможно. Святой Дух — это Тот, Кто приходит к нам и преображает нас, дает нам силы на проповедь, из слабых и немощных людей превращает нас в апостолов, в носителей благовестия Христова.

Потому мы и обращаемся сегодня с молитвой Святому Духу, которую читаем в течение всего года, кроме пасхального периода: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Ибо мы знаем, что Святой Дух, Который присутствует всюду, все наполняя Собою, может и нашу омертвевшую душу воскресить к новой жизни, и наше охладевшее сердце воспламенить любовью; Он способен и нам даровать духовную весну; Он может и нас превратить в апостолов, в носителей слова Божия, в провозвестников Евангелия.

1

 

ПОДЕЛИТЬСЯ